как грамотно составить резюме

Как составить идеальное резюме: все советы в одной статье!

3 апреля 2015

Как известно, искать работу без грамотно составленного резюме – всё равно, что ловить рыбку в мутной воде, да ещё и на пустой крючок. Нет, конечно же, если ваш отец\брат\сват является крупным боссом в серьёзной фирме, заместить вакансию там можно и без резюмирования своих рабочих качеств. Впрочем, «позвоночные» или прочие не совсем честные методы трудоустройства мы обсуждать не будем. Поговорим лучше о том, что же делать большинству соискателей, которые желают свести воедино свои реальные и воображаемые трудовые качества и оформить их в виде работающего резюме, прочитав которое, работодатель захочет обязательно встретиться и поговорить с вами лично.

Да-да, именно получение приглашения на собеседование – главная цель при составлении и отправке грамотного резюме. Не стоит надеяться, что работодатель сразу после его прочтения возжелает взять вас и только вас. Правильно составленное резюме должно вызвать интерес к вам, а не полностью удовлетворить его. Оно должно побудить ваше потенциальное начальство встретиться с вами, познакомиться поближе, задать ряд необходимых вопросов и т.д. Так как же не ошибиться в этом ответственном деле? Существует ряд очень простых и общепринятых рекомендаций, а также несколько не очевидных на первый взгляд, тонкостей, которыми мы готовы поделиться с вами.

Правила составления «грамотного» резюме

Резюме – это, прежде всего, текстовый документ. Как и любой формальный документ из мира бизнеса, он должен строго отвечать некоторым критериям. Во-первых, это грамотность. Пишете с орфографическими и пунктуационными ошибками? Не поленитесь попросить друга-филолога прочесть ваше резюме и почистить его на предмет всякого рода ошибок. Заодно поработайте также и над стилистикой текста. Избавьтесь от длинных предложений в один абзац, жаргонизмов, словесного мусора вроде вводных слов, неочевидных аббревиатур и т.д. Ваш работодатель не будет искать в интернете расшифровки непонятных ему сокращений или толкования профессиональных терминов.

Структура текста также должна отвечать критериям деловой речи: читабельный строгий шрифт, чёткая логичная последовательность подачи информации с разбиением на разделы, лаконичность и предельная информативность. Помните: ни единого лишнего слова!

Итак, схема грамотно составленного резюме выглядит примерно так:

  • Паспортные данные: ФИО, дата рождения, место жительства;
  • Контактная информация: номера мобильного и городского (если есть) телефонов, а также адрес электронной почты, скайп;
  • Цель: кратко о том, какой вы себе представляете подходящую вам вакансию;
  • Ваша квалификация: краткое изложение своих сильных сторон и преимуществ в качестве специалиста;
  • Опыт работы: ТОЛЬКО значимые и серьёзные места вашего трудоустройства за последние годы, описанные детально и в обратном хронологическом порядке. Не пишите о студенческих подработках пятнадцатилетней давности или о должностях, не имеющих прямого отношения к той сфере деятельности, в которой вы планируете трудоустройство на данном этапе своей карьеры. Указывайте название компании, дату поступления на работу и увольнения, занимаемые должности, обязанности и ОБЯЗАТЕЛЬНО трудовые достижения.
  • Образование: название высшего или средне-специального учебного заведения, факультета, кафедры, а также полученная степень (бакалавр, младший специалист, специалист, магистр) и тема дипломной работы. Последнее важно и нужно упоминать лишь в том случае, если полученное вами образование является профильным и отвечает направлению искомой работы. Не забудьте также похвалиться красным дипломом, дополнительными курсами, тренингами и полученными сертификатами, если всё это у вас есть.
  • Дополнительная информация: всё, что не вместилось в предыдущие пункты, но напрямую связано с вашей будущей трудовой деятельностью. Сюда может быть включено знание языков, уровень владения компьютером, категории водительского удостоверения и прочее, лишь бы всё это помогло вам стать качественным работником на той должности, на которую вы претендуете. В особенности это касается увлечений и хобби. Увлекаетесь конькобежным спортом или разводите волнистых попугайчиков? Если это пригодится вам в должности директора по сбыту или вэб-дизайнера – обязательно упомяните в резюме о своих пристрастиях.
  • Рекомендации: не обязательная, но очень эффективная часть вашего резюме, в случае их наличия, конечно.

Чего следует избегать в резюме

Теперь закрепим полученную информацию по принципу «от обратного», сказав о том, чего НЕ ДОЛЖНО быть в грамотно составленном резюме. Прежде всего, не врите! Приукрасить немного – это одно, но любые недостоверные факты рано или поздно вскроются, что не сулит вам ничего хорошего. Не рассказывайте свою биографию и не пытайтесь вместить в резюме всё, что напрямую не касается вашей трудовой квалификации. Также не нужно пытаться показать свои слабые стороны, пытаясь, таким образом, придать вашему резюме «правдоподобия». Не переживайте – если доберётесь до стадии собеседования, опытный HR-менеджер и без вашей помощи задаст вам хотя бы парочку неприятных вопросов, и облегчать ему работу – не ваша задача. Кроме того, постарайтесь не использовать так называемых «слабых» слов. Речь идёт о таких приевшихся эйч-арам формулировках, которые несут малую или нулевую смысловую нагрузку и при этом звучат пафосно: «я креативный», «я принимал участие\способствовал\осуществлял деятельность» и т.д. Переполненное такими словосочетаниями резюме практически сразу отправляется в корзину.

Используйте «сильные» слова

Хотите правильно составить резюме – бейте «сильными» словами, то есть глаголами, обозначающими совершенное вами действие на прошлых местах трудоустройства: организовал, управлял, улучшил, инициировал, создал и т.д. Но не увлекайтесь и особо не преувеличивайте, ведь на собеседовании в руках у возможных работодателей будет распечатка вашего резюме, и все сомнительные и неправдоподобные пункты будут подчеркнуты для того, чтобы спросить вас о них с особым пристрастием. В общем, пишите в резюме только то, что сможете обосновать в дальнейшем при личной встрече.

Фото в резюме

Насчёт целесообразности размещения в резюме фотографии сломано немало копий. Выскажемся на эту тему кратко и предельно содержательно: если требуют фото, тогда размещайте его, позаботившись, конечно о качестве снимка. Чаще всего резюме с фотографией необходимо при поиске тех вакансий, где важна внешность соискателя: в сфере обслуживания, массовых коммуникаций, в модельном бизнесе и т.д. Но если вы считаете внешность своей сильной стороной – смело размещайте фотографию в любых типах резюме. Важно лишь, чтобы снимок был максимально качественным и презентовал ваши лучшие характеристики. Ни в коем случае не прикрепляйте фотографии с паспорта или других документов, групповые снимки, фото с предметами быта\автомобилями\животными и т.д. «Обнаженки» также лучше избегать, разве что вы претендуете стать лицом с обложки Playboy или Men’s Health.

Необычные формы резюме

как грамотно составить резюме

Последнее время особую популярность среди людей творческих профессий стали приобретать всяческие нестандартные варианты резюме, к примеру, видеорезюме или же графическое резюме. До сих пор нет единого мнения по поводу эффективности такого подхода к привлечению внимания работодателей. Скажем лишь, что подобный «креатив» имеет право на существование лишь в «свободных» сферах человеческой деятельности, связанных с творчеством. К примеру, если вы хороший дизайнер, то ваше резюме вполне имеет право походить на рекламный биллборд. Ну а ежели вы, скажем, актриса, то видеорезюме может быть фактически единственным способом презентовать себя в полной мере. Главное в этом вопросе – понимать, что, кому и, главное, зачем вы отправляете.

Отправка готового резюме

Напоследок скажем несколько слов об этапе отправки готового резюме, важность которого многие соискатели недооценивают. Во-первых, обязательно заполняйте поле «Тема письма»! Напишите там что-то вроде «Отклик на вакансию…» либо же «Резюме менеджера…». Рекрутеры обязательно оценят ваши старания, а вы меньше рискуете, что ваше послание не минует преграду спам-фильтра.
Резюме нужно отправлять во вложении (желательно при этом не забыть прикрепить сам файл и не перепутать его с чем-то другим 🙂  ). «Что же писать в теле письма?» — спросите вы. Напишите там сопроводительное письмо. Так вы продемонстрируете работодателю высокую мотивацию, навыки деловой переписки и, возможно, творческую жилку, если она у вас есть и если это важно для получения работы. Не пишите много – просто вежливо обратитесь к HR-менеджеру по имени (обычно указывается в объявлениях) и расскажите в нескольких фразах о своих конкурентных преимуществах как специалиста. При этом, ни в коем случае не занимайтесь пересказом своего резюме.

Помните: на какую бы вакансию вы не претендовали, ваше резюме будут читать живые люди, а не роботы. Если при его составлении вам удастся совместить творческий и деловой подход, соблюдая при этом вышеописанные правила – успех вам практически гарантирован!

Рекомендуем прочитать

Нет комментариев

Что вы думаете по этому поводу?

Наверх!